Итак, полная версия игры Stygian: Reign of the Old Ones, наконец, вышла в Steam. В противовес лежащему там же демо, она погрузит вас в мир произведений Говарда Филлипса Лавкрафта аж на двадцать с лишним часов. Во всяком случае примерно столько ушло у меня на путешествие по следам загадочного Чёрного Гостя (так локализовали на русский Dismal Man) и раскрытие его зловещих планов.
Ужасы нашего городка
Сценаристы игры не мелочились. По сюжету весь город Аркхем, в котором происходит большая часть написанных Лавкрафтом историй, переносится в неизвестное измерение. А уж там на ничего не подозревающих обывателей набрасываются все виды «космических ужасов» и прочих напастей. Начиная от гулей и разумных грибов с планеты Юггот, и заканчивая поклоняющимися Ктулху сектантами.
Причём это ещё вопрос — кто страшнее, чудища с другой стороны реальности или же отбросившие разум и человечность люди. Первые по крайней мере не разгуливают свободно по городу, убивая и терзая мирных жителей из желания показать свой авторитет.
В отсутствии связи с внешним миром Аркхам поделили между собой последователи Ктулху и гангстеры, которые до «Чёрного дня» планировали использовать городок как перевалочную базу для контрабанды.
Жути нагнетает и стиль игры, идентичный сборнику Weird Tales, где когда-то печатался Лавкрафт. Даже анимация, которая местами выглядит немного неестественно, от этого только лучше вписывается в атмосферу. А есть места, где авторы насылают на героев игры вообще психоделические галлюцинации.
И в таком вот Аду (или Чистилище, в зависимости от точки зрения) нашему герою (или героине) предстоит искать улики, выуживать информацию из NPC, вступать в сражения с упомянутыми гулями и, разумеется, выживать. Как физически, так и психически.
Остаться в живых
«Рассудок» в игре является точно таким же жизненно важным показателем, как и «здоровье». Только удары по нему происходят гораздо чаще. Увидели Ктулху на горизонте, наткнулись на сцену жертвоприношения, вдохнули галлюциногенных инопланетных спор — и вот уже минус столько-то очков.
А ещё рассудок тратится на колдовство, как мана в других играх. Поэтому «маги» чаще всего рискуют слететь с катушек во время боя. Так что не соблазняйтесь заклинаниями, которые только выглядят лёгким способом одолеть врагов или получить сведения от духов. Ведь восстановить душевное равновесие, как и здоровье, можно лишь на отдыхе, за который надо платить, так или иначе.
Ещё, правда, можно в разговорах выбирать ответы согласно определённому мировоззрению - от этого рассудок тоже проясняется. Вот только возможность такая предоставляется не часто. Да и не всем вашим собеседникам могут оказаться по душе увещевания нигилиста или ярого католика.
Гораздо более верные способы достичь цели есть у персонажа-учёного, правда материалы всё равно придётся покупать. Но можно ещё вложиться в скрытность и взлом — тогда появится возможность просто украсть некоторые вещи. Или, как вариант, просто выставить боевые навыки по максимуму.
В общем, простор для выбора крайне широкий. Можете играть восемью "классами", у каждого из которых есть бонус в определённых характеристиках и даже особые навыки. А ведь в некоторых ситуациях вам ещё могут помочь компаньоны — тоже со своими навыками и знаниями. Иногда задушевно побеседовав с ними можно открыть терзающий чью-то душу секрет. Или… роман!
Игра определённо принадлежит к жанру RPG. Как и к адвенчурам — по пути вас ждут не мало загадок и головоломных моментов, когда надо применить лампу в тёмном коридоре или собрать защитный костюм на верстаке.
Также Stygian ступает одной ногой в пошаговую тактику. Но ступает не очень уверенно. Тактические уловки ограничены возможностью послать навстречу врагам какого-нибудь наёмника, чтобы «танковал», пока вы будете посылать во врага свинец и кислотные плевки.
Зато в нескольких сюжетных миссиях вам надо выполнить особые условия. Обойти врага или использовать особые предметы. А не просто перебить всех в области видимости.
Ктулху не выспался
К сожалению, наше погружение в «Лавкрафтовский ужас» местами прерывается техническими проблемами. То предмет не работает, как надо. То персонаж «застыл» в бою и не передаёт ход другим. Иногда игра после перезапуска сбрасывает установки графики. Или, наоборот, загрузив сохранение переносит кровотечение и другие негативные эффекты из текущей игры.
Помимо однозначных багов есть так же и, видимо, дизайнерская небрежность. После завершения квеста про «Аркхемского потрошителя» мы по-прежнему общаемся с оставшимися свидетелями, как будто нам всё ещё нужно узнать, где он. И ещё в паре мест есть возможность "застрять" если разозлили NPC до того как узнать важную инфу. И меня лично напрягло то, что экран-подсказка, где описано немало нюансов управления вызывается по F1 только в одном месте, причём даже не в начале.
Да и вообще, на мой взгляд сюжет построен довольно топорно. Вместо того, чтобы наши сюжетные задания как-то логически перетекали из одного в другое, нас просто ведут по цепочке событий. Раз — и перед нами толпа, собравшаяся вокруг очередной жертвы потрошителя, два — и мы натыкаемся на проповедника сектантов, вещающего о Некрономиконе.
Очень уж сильно это контрастирует с остальной частью игры, где мы исследуем мир в любом направлении. Причём «прочёсывание» локаций по своей инициативе вознаграждается — сможете собрать больше материалов из мусорных куч, а то и найти кое-кого важного для сюжета.
Такое впечатление, что авторы слишком уж торопились доделать игру к назначенному сроку. И оно ещё больше усиливается от концовки, которая наступает совершенно неожиданно — даже в журнале заданий значатся два не выполненных пункта. Короче, «продолжение следует»…
Остаётся только ждать этого самого продолжения. И перепроходить Stygian, выбирая другого персонажа и пробуя новые способы решения проблем. Благо этих способов много и некоторые ведут к интересным секретам Аркхема.