Говорить о Stygian - Reign of the Old Ones можно долго, много и эмоционально. Чем я и займусь. Игра, вышедшая у российского издателя 1С, всё же оказалась не в пример лучше Pathfinder'а (для перечисления моих претензий к которому нужна отдельная глава) от Mail.Ru по многим параметрам. К сожалению, тенденция выпускать плохо настолько прочно прижилась в этой стране, что вместо ожидаемой помощи начинающей турецкой студии Cultic Games количество проблем на квадратный сантиметр лишь возросло. Ведь зачем вкладываться в то, что всё равно можно продать? Благо спрос есть и неожиданно высок. Но я отвлеклась. Итак, решившись браться за "Стигийца" будьте готовы тому, что главным вашим врагом станут... баги.
И баги здесь достойны отдельного упоминания. Моими "любимыми" стали зависания посреди боя, где от одного неверного клика мышкой, от нехватки патронов, от корейского рандома персонаж лишался возможности делать что-либо, и игра настойчиво требовала перезагрузки. Случалось, что весь мой инвентарь, почти исчерпав свободное место, компактно укладывался в одну ячейку, не позволявшую, однако, им пользоваться - иконки при этом наложились друг на друга. Выглядит под стать тому лавкрафтианскому ужасу, который ждёт в сюжете... но здесь этот ужас совершенно неуместен. Стоит ли говорить, что, помимо этих, есть ещё масса других, которые лишь по счастливой случайности не встретились мне. И, наконец, за 20 минут до окончания сюжетной ветки, случился критический вылет, делающий невозможным дальнейшее прохождение - проблема, возникшая у четверти всех игроков. В дальнейших версиях патча (у меня 1.0.2) он убран, но проверить это я пока не имею возможности.
Кстати, о концовке. Её здесь нет. Да-да, вы не ослышались. Здесь нет концовки. Игра буквально обрывается на полуслове, даже без того злополучного бага. Это не то многозначительное многоточие, как в Tyranny, не конец сюжетного отрывка с гарантированным продолжением, как в первой части Banner Saga, и даже не завершение арки на промежуточном результате, как Deus Ex - Mankind Divided. Нет, это просто - бум! - и всё, игра окончена. Может, когда-то будет продолжение. А может и нет. Пока что студия сосредоточиться на устранении проблем в этой части, пока-пока, спасибо за ваши денежки! Что характерно, письмо с этим объявлением появилось в Стиме лишь после возмущения множества людей, купивших игру - объявить об этом заранее никто не потрудился. Ай, молодца. Маркетинг 1С во всей красе. Разработчики, стараниями которых весь последний кусочек сюжета движется по чугуниевым рельсам, подводя протагониста к единственному заскриптованному решению из разряда "участь хуже смерти" - в противном случае, как в книгах-играх, получаешь "бэдэнд" той же степени проработки - тоже вносят свою сомнительную лепту в дело отваживания потенциальной аудитории.
Зачем, спрашивается, при всех минусах, стоит в это играть? Затем, скажу я, что Stygian заставил меня совершить немыслимое прежде - проникнуться тем духом "невообразимого ужаса", который я долго и безуспешно пыталась обнаружить в произведениях Лавкафта. Да-да, кроме витиеватого стиля и занятных описаний до сей поры я не встречала в его книгах ничего, что могло хотя бы заинтересовать, не то что понравиться. И именно эта игра, наконец, сумела адекватным художественным языком объяснить, за что стоит любить сего автора. Атмосфера, от которой частенько пробирает дрожь - без вульгарных скриммеров и кишков-кровищи, так набивших оскомину в современной гейм-индустрии! - густая и вязкая, параноидально-шизофреническая, одновременно полная депрессивного отчаяния и припадочного веселья, красочных галлюцинаций и абстрактных логических задачек в эшеровской геометрии - пожалуй, лучшее, что есть здесь. Отдельно упомяну музыкальное сопровождение - оно великолепно, хотя и состоит исключительно из фоновых звуков. Лично мне не хватало озвучки в некоторых местах - с ней, полагаю, эффект был бы ещё лучше.
Графическое исполнение тоже стоит похвалить, хотя бы за креативность и эстетику. Визуальная составляющая и антураж начала 20 века переданы хорошо... кроме портретной части и моделек персонажей. Там дело обстоит печально в 8 случаях из 10, хотя через какое-то время внимание уже не цепляется за эти детали. Особо отмечу монстрятник и локацию Страны Снов - вырвиглазные, на грани с китчем, но удивительно органично вписывающиеся в общий ряд элементы.
И сюжет, которого явно могло быть больше, вызывает у меня исключительно положительные эмоции - несмотря на геймплей, ближе к концу потерявший даже то слабое подобие интуитивности, что было в начале (так, например, на одном отрезке можно запросто застрять, если не имеешь в инвентаре лопаты - но о необходимости оной узнаёшь, лишь дойдя дотуда), несмотря на явно недостаточную реализацию нелинейности и рпг-элементов, которые, опять же, во второй половине сменяются рельсами, уверено влекущими локомотив сюжета к той бездне безысходности, которая здесь заменяет финал, несмотря на настойчивое желание игры навесить на тебя больше очков отчаяния (этакий антиопыт, дающий по достижении порога уровня отрицательные статусы) даже в угоду собственной логике (так, за убийство всех врагов и за тактическое отступление отчаяние насчитывается одинаково), несмотря на микроменеджмент, неизбежно вызывающий неприятные ассоциации с новым "Мором" - персонажи быстро устают и часто хотят есть (а едят они много), и вместо исследования тайн часто приходится мотаться по торговцам, меняя сигареты на консервы. История складывается по кусочкам, словно мозаика, постепенно и с разных уголков, держит в напряжении, интригует, оставляя пространство для домыслов и, в то же время, неотвратимо приоткрывая то "большее", что стоит за происходящим. История полна неожиданных поворотов, ярких образов и красивых решений, стилистически выверена, как в хорошем детективе. И тем печальнее видеть обрубки там, где при ином раскладе должны были находиться сюжетно значимые возможности.
Два слова про компаньонов - здесь их неприлично мало, а способности их заблокированы, так что качать вспомогательные навыки не имеет смысла. Говорят, что это должны исправить будущие патчи, но надо понимать, что вероятность невелика. Потенциальных спутников всего трое - Изгой, маг-оккультист из затерянного в пространстве и времени места, Соня Грин-Картер, психолог и жена сновидца и Безымянный Солдат - живой труп времён Первой Мировой, упорно не желающий умирать. Если у протагониста выбрана предыстории "аристократ" или "исследователь", ему выдают на старте дворецкого либо собаку, которых выгнать из пати нельзя - при этом брать с собой можно лишь двух сопартийцев одновременно. Вырезанного (хотя и обещанного ранее на Кикстартере) кота-телепата я до сих пор не могу простить, а, судя по артам, ещё как минимум несколько напарников не вышли из стадии концептов, хотя и планировались. Из всех более-менее полноценно общаться получится лишь с троицей "сюжетных", но и там ощущается явное несоответствие задумок и исполнения - и нехватка средств. Замечу лишь, что наличие пусть и крошечной, но трогательной романтической линии с одним из них несказанно радует лично меня - потому что выполнено это крайне душевно.
Итак, пожалуй, где-то здесь я остановлюсь, потому что лучше один раз увидеть, чем много - прочитать. Советую ли я эту игру? Безусловно - но лишь в том случае, если вас не пугает перспектива продираться сквозь баги и кривую реализацию ради сюжета и атмосферности, а возможная надежда на продолжение не заставит немедленно разочароваться в топорной концовке. I want to believe.
P.S. "А при чём тут Stygian в названии?" - спросите вы. Не знаю. Но надеюсь узнать. )